Вводная. Предмет, задачи и структура спецкурса

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Кафедра дореволюционной отечественной истории

Учебно-методический комплекс

По дисциплине специализации

С/к «Изучение общественного и индивидуального

сознания в историко-культурных исследованиях»

Для специальности – история

Для студентов 5 курса ОДО

Количество часов:

34 лекций

Форма отчетности: экзамен

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «3» сентября 2010 г.

Зав. кафедрой, профессор ______________ В.Н. Ратушняк

Составитель – С.С. Минц, доктор исторических наук, профессор _________

Краснодар, 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В курсе рассматриваются специальные проблемы исторического исследования, связанные с изучением отечественной культуры и особенностями постановки историко-культурной проблематики. Спецкурс читается на историческом факультете КубГу студентам-историкам.

Курс призван более детально ознакомить студентов с особенностями изучения отечественной культуры, показать общее и особенное в формировании источниковой базы историко-культурного исследования, ввести студентов в актуальную проблематику, связанную с изучением человеческого сознания. Основное внимание в курсе уделяется проблемам отражения черт и свойств индивидуального, коллективного (группового) и массового сознания в нарративных источниках. Как пример в курсе более подробно рассматриваются мемуары конца XVII-XX вв. Анализ мемуаров как совокупности произведений определенного жанра и, вместе с тем, как историко-культурного феномена (вида источников) помогает продемонстрировать разные способы составления источникового комплекса в историко-культурном исследовании и выбора наиболее подходящего источникового массива в соответствии со спецификой поставленной проблематики.

Объектом изучения в курсе являются видовые свойства нарративных и изобразительных источников.

Хронологические рамки курса определены а) эволюцией мемуарных источников; б) историей изучения отечественной культуры; в) особенностями развития современного источниковедения.

В задачи курса входит совершенствование навыков студентов в их работе с источниками.

Цель курса - научить студентов постановке междисциплинарной проблематики, показать интегрирующую природу историко-культурного исследования.

Источники - нарративы, традиционного используемые в историко-культурных исследованиях как уникальные произведения научной, художественной и публицистической литературы с выделением мемуарных источников как вида, обладающего совокупными признаками указанных текстов. Они сравниваются с архитектурными памятниками и жанрами изобразительного искусства, которые рассматриваются как виды и разновидности источников, обладающих массовыми признаками.

Спецкурс опирается на знания, полученные студентами на предшествующих курсах по истории России, источниковедению, историографии и истории культуры. Он является продолжением спецкурса «Проблемы идентичности в отечественной истории» и дополняется работой студентов в семинаре «Проблемы источниковедения в историко-культурных исследованиях», в котором они имеют возможность использовать на практике все знания, полученные в курсах специализации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название темы Лекции, ч.
Вводная. Предмет, задачи и структура спецкурса
Особенности современного источниковедения. Проблемы сознания и понятие массовых источников в историко-культурном исследовании
Об особенностях источниковых комплексов, используемых в историко-культурных исследованиях. Исторические источники как составная часть источникового комплекса и как источниковый вид.
История возникновения мемуарной литературы. Особенности формирования отечественной традиции мемуарного творчества, ее связь с общими тенденциями развития мемуарного повествования
История источниковедческого изучения мемуаров в отечественной истории конца XVII - начала XX вв.
Источниковедческое изучение мемуаров в отечественной науке 1910-1990-х гг.
Об эволюции источников мемуарного характера
Основные приемы и методы анализа материалов мемуарных источников. Проблемы установления авторства нарративов в современном источниковедении
Влияние интереса историков к социальной и исторической психологии на изменение представлений об информационной насыщенности нарративных источников
Мемуары и личность мемуариста
Связь структуры мемуарных источников с особенностями групповой психологии
Отражение форм идентичности в мемуарных источниках
Механизмы внутригрупповой и межгрупповой сплоченности в мемуарах как виде источников
Заключительная. Междисциплинарная кооперация сознания в изучении массового и индивидуального сознания
Итого

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекция 1

Вводная. Предмет, задачи и структура спецкурса

История изучения общественного и массового сознания в современной социогуманитаристике. Попытки найти методы изучения такой проблематики. Создание интеллектуальной истории. Место исторических методов в изучении общественного и индивидуального сознания. Объект и предмет спецкурса. Системная природа междисциплинарности в исследованиях общественного и индивидуального сознания. 2 часа

Лекция 2


8000717645668363.html
8000758083587043.html

8000717645668363.html
8000758083587043.html
    PR.RU™